Мастер бруса Москва, Штаб-квартира

"0 деятельности Армии Спасения в Царской России и в первые годы Советской власти"

Анализ составлен на основании архивных материалов Государственного Архива РФ, Российского Центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), Исторического и муниципального архивов Москвы и Московской области, материалов Государственной библиотеки имени В.И.Ленина, Государственного исторического архива РФ и Центрального Государственного архива в Санкт-Петербурге, популярных изданий, бесед с очевидцами и их родственниками.

В результате исследований можно сделать выводы, что деятельность Армии Спасения в России началась на территории Финляндского Генерал-губернаторства приблизительно в 1889 году.

В 1891 году Императорский Финляндский Сенат отклонил ходатайство Армии Спасения о регистрации, мотивируя свой отказ тем, что "Являясь отделением Международной Армии Спасения, должно подчиняться заграничному начальству и обязано повиноваться его распоряжениям". В результате чего всякая публичная деятельность Армии Спасения была запрещена и даже подвергалась гонениям. Однако несмотря на вышеуказанное Армия Спасения получила широкое распространение на территории Финляндии и по данным его генерал-губернатора г-на Зейна на 1911 год на ее территории было открыто 61 отделение (корпус) и насчитывалось 4185 членов(302 офицера и кадета, 551 унтер-офицер, 8382 солдат).

В своем донесении в Министерство Внутренних Дел на имя Министра Его Превосходительства А.Д.Арбузова от 15 апреля 1911 года ╧ 669 из Финляндии генерал-лейтенант Зейн А.Ф. отмечал, что..." организация придерживается главным образом начал религиозного самосовершенствования и благотворительной помощи бедному населению и каких либо отклонений в сторону вмешательства в общественную жизнь не замечено".

В 1909 году У.Бут посетил Россию и имел частную беседу с главой Государственной Думы, где поднял вопрос о разрешении деятельности Армии Спасения в России, а затем публично выступил в доме генерала Сабурова перед представителями русской аристократии. В ответном слове прозвучало: "Россия больше не может быть вне рамок деятельности Армии Спасения".

В 1911 году лидер Международной Армии Спасения У.Бут вновь обратился с письмом к Министру Иностранных Дел Великобритании с просьбой содействия в регистрации Армии Спасения в России. Это прошение было передано Министру Иностранных Дел России г-ну Сазонову, который лично знакомился с деятельностью организации в Англии и в своем письме ╧949 от 29.01.1911 года к Председателю Совета Министров Статс-секретарю г-ну Столыпину констатировал ее поразительные результаты: "Обществом отвращено от порока и всякого рода искушений громадное количество лиц. Армия Спасения стремится к достижению лишь нравственных целей и не носит какого либо вероисповедного оттенка. Вместе с тем духовенство всех исповеданий горячо приветствует ее успехи, а также Армия Спасения не преследует никаких политических целей и по характеру своей деятельности она является противницей учений социалистического и анархистского". Была известна и позиция Министерства Внутренних Дел, которое признавало широкое распространение Армии Спасения на всем земном шаре и тем высоким началам, которым служит эта организация.

По заданию Столыпина сенатор Крыжановский подготовил подробную информацию о деятельности Армии Спасения в России на заседание Совета Министров. Конечно, в основу данного материала легли документы, графа Гейдена (1891 г), генерал-губернатора Бекмана (1909 г), генерал-лейтенанта Зейна (1911 г.) из Финляндской Губернии, а также позиция Департамента Духовных Дел, который ревностно отстаивал проникновение и распространение других конфессий и иноверных сект на территорию России. Именно ета позиция Департамента Духовных Дел и ходатайства Обер-Прокурора Св. Синода К.П.Победоносцева, на протяжении ряда лет запрещала въезд в пределы Империи учредителю Армии Спасения Генералу В.Бутсу. Обобщенный материал от 31 июля 1911 года ╧ 19785 был направлен Его Превосходительству Н.В.Плеве, который возглавил Совет Министров после убийства Столыпина. И несмотря на положительные оценки деятельности Армии Спасения Совет Министров делает вывод о том, что ..." допущение деятельности подобных обществ в России нежелательно, так как управление делами находится за границей, что затрудняет осуществление надзора за ними, а также в настоящее время в России отсутствуют законы, нормирующие их деятельность". Правительство страны также пугало "┘стремление Армии Спасения сплотить своих членов в компактные массы с придачей им характера пародирующего военную организацию и митингового характера выступлений на открытом воздухе, связанный с возможностью угрозы общественному порядку и безопасности, что в силу своей деятельности и преследуемых целей, может легко выделить Армию Спасения при современных религиозных настроениях народа в особую секту, что безусловно представляется нежелательным. В случае если бы Совет Министров высказался бы за допущение в России деятельности Армии Спасения, то общество могло бы возбудить предполагаемое ходатайство лишь по обнародовании вышеозначенного закона, но при непременном условии согласовании правил его Устава с законами Империи и исключения из Устава правил придающих обществу характер военной организации. Имея же в виду митинговый характер выступлений Армии Спасения на открытом воздухе, связанный с возможностью угрозы общественному порядку и безопасности, непредусмотренный русскими законами и не соответствующий укладу русской общественной жизни, надлежало бы также обусловить допущение деятельности Армии Спасения отказом ее от подобных выступлений, внесением в Устав соответствующей оговорки".
Как довод также приводился пример, что в настоящее время в русском обществе проявляется значительное стремление к созданию организаций, преследующих обще-гуманитарные цели и по задачам своим близко подходящих к Армии Спасения. К числу таких организаций в первую очередь принадлежат: "Всероссийский трудовой союз христиан трезвенников" и общество "Единение", а, кроме того, целый ряд местных обществ с конфессиональным характером, специально предназначенных для поднятия религиозности и нравственности среди малокультурных слоев населения.

15 февраля 1912 года состоялось заседание Совета Министров, где прошение о регистрации было отклонено, а материал о деятельности Армии Спасения был обобщен в дело за ╧ 8011911 по Министерству Внутренних Дел, которое на протяжении последующих до революции лет дополнялось материалами Департамента полиции, осуществлявшего наружное наблюдение за деятельностью Армии Спасения.

В своем ответном письме от 17.05.1912 года на полученный отказ в регистрации организации в России, В.Бутс писал Министру Внутренних Дел г-ну Макарову: "...я вполне убежден, что соображения, приведшие Совет Министров к отрицательному заключению по настоящему вопросу, будет со временем устранены, и что более близкое знакомство с нашей деятельностью и нашими задачами в недалеком будущем приведет к отмене принятого ныне решения. Уверенность моя в таковом исходе дела основывается на следующих соображениях:
1. Пропаганда Армии Спасения лишена всякой политической окраски. Прямым результатом деятельности Армии Спасения во всех странах было поднятие духовного и нравственного уровня масс, во многих случаях угрожавших благополучию государства.
2. Хотя Армия Спасения и является совершенно самостоятельной духовной организацией, однако пропаганда ее никогда не бывает направлена против господствующей в государстве религии или какого либо другого вероисповедания.
Членам Армии Спасения воспрещено высказываться порицанием об учении или деятельности какой либо другой религиозной организации..." Анализ архивных документов о деятельности Армии Спасения в Царской России и в первые годы после революции 1917 года, полностью подтверждают выводы, сделанные В.Бутсом.
Из-за отсутствия достаточного количества материала не ясно, когда пропаганда и открытая деятельность организации была фактически допущена, но по-видимому с течением времени Армия Спасения перестала обращать на себя внимание со стороны административных властей и впоследствии законность ее деятельности пытались обосновать Высочайшим объявлением 14 ноября 1889 г., давшим право протестантским религиозным обществам, не принадлежащим к евангелическо-лютеранской церкви, открыто исповедовать свою веру в качестве иноверных общин.

По архивным материалам, газетным публикациям, а также внутренней секретной переписки по Министерству Внутренних Дел можно проследить как Армия Спасения постепенно переместилась в Северный регион России, в Санкт-Петербург, а в последствии и в другие города и губернии.
Появление Армии Спасения в Санкт-Петербурге не прошло незамеченным для общественности, прессы и, конечно же, городских властей.

8 апреля 1911 года в газете "Биржевые Ведомости" городской Санкт-Петербургской печати была опубликована статья А.Оссендовского "Клич войны" (к организации в России отдела "Армии Спасения"), в которой автор приветствует появление Армии Спасения в России и восклицает: "War Cry! Клич войны! Ведь этот клич зовет нас на борьбу с тем злом, которое расшатывает все устои нашей жизни, на бой с той болезнью, которою заражены все слои русского общества снизу и до верху..."

Газета "Новое время" от 30.06.1913 года дает информацию об участии Армии Спасения во Всероссийской гигиенической выставке под девизом "Физическое и моральное здоровье нации", на которой были выставлены изделия рукоделия и другие поделки, изготовленные женщинами, находящихся в "Доме Возрождения", а так же о награждении ее Почетным Дипломом. На выставке присутствовал комиссар Армии Спасения Карл Ларсон, впервые прибывший в Россию как ее руководитель.

Газета "Русский инвалид" 1914 год ╧ 41 в статье "Армия Спасения в Петербурге" так же подтверждает появление организации в Северной столице: "Последние дни масленицы ознаменовались появлением на улицах Петербурга "солдат" Армии Спасения: старых и молодых женщин в "форме"-барашковая шапка с малиновым кантом и куртка особого покроя с галуном..., которые продавали популярные брошюрки, доказывающие вред пьянства и номера "Вестника Армии Спасения" на русском языке".

Несмотря на трудности во взаимоотношениях с властями уже в 1916 году Армии Спасения в Санкт-Петербурге и его окрестностях удалось развернуть целую сеть своих отрядов и социальных служб, которые, естественно, находились в поле зрения официальных властей.
В донесении Градоначальника Петрограда в Департамент Полиции 17 сентября 1916 года за ╧ 19957 приводится полный список социальных учреждений Армии Спасения, открытых и работающих в городе:
1. Станция работы среди бедных (Заставская ул.10).
2. Убежище для беженцев Американской Колонии, руководимое Армией Спасения (зимой Каменноостровский проспект, 27, летом ст.Паркьяркви Финляндской ж.д.).
3. Убежище для беженцев Финляндского Отделения Армии Спасения (Большой Сампсоньевский пр., 99).
4. Редакция местного органа "Армии" ежемесячного журнала "Вестник Спасения" (Гаванская ул., 1). Материалы для журнала доставляются из Гельсингфорса, где расположена главная квартира Армии Спасения, где отделение Армии ЛЕГАЛИЗОВАНО и имеет свой Устав. Разрешение на издание журнала в Петрограде выдано 4 февраля 1915 г".
В дополнение к пункту 4 необходимо отметить, что разрешение на издание журнала "Вестник Спасения" выдано Управлением по делам печати г.Петрограда. Издателем был зарегистрирован шведский
подданный Константин Петрович Войе-он-Ганнес, редактором - уроженка Гельсингфорса Эльза Густавова Артурова Ользони. Журнал начал издаваться гораздо раньше с 1913 года и издавался на протяжении 1914-1918 годов. На страницах журнала отражена история становления Армии Спасения в России как организации, ее успехи и проблемы. Дополняя донесение Градоначальника Петрограда данными из разных официальных и не официальных источников, можно отметить еще целый ряд учреждений, работавших под непосредственным патронажем и при активном участии Армии Спасения. Например, Станции "Слема" дома для бедных располагались по следующим адресам: Московская застава, Заставская ул., кв.11 и Васильевский остров, Гаванская ул.,дом 1,кв.2. В Орловской губернии (ст.Домнино) и Вологодской губернии были открыты детские дома для беспризорных детей.

Изучая архивные документы о деятельности Армии Спасения в те далекие годы поражаешься ее активной гражданской позиции, постоянному желанию придти на помощь людям, попавшим в беду, а так же лояльность и терпимость в работе с властями, умению сделать их, а также общественность, своими союзниками.
Именно Армия Спасения была или инициатором, или организатором, или просто активным участником создания в Петербурге Приюта для женщин и детей, бежавших с оккупированных немцами территорий в 1915 году, Убежища для беженцев из Финляндии, вывоза беспризорных детей из голодного Петрограда в 1918-1921 годов в летние лагеря и колонии, создания дешевых столовых для голодных. При непосредственном участии Армии Спасения в России от Армии Спасения Канады были переданы Императорскому Правительству пять амбулаторных автомобилей для 16-го Военного отряда имени Их Величеств ГОСУДАРЫНЬ ИМПЕРАТРИЦ.
Деятельность организации развивалась открыто и широко поддерживалась не только общественностью, но и Государственной Думой, Благотворительным Комитетом, Комитетом Ее Императорского Высочества Великой Княжной Татьяной Николаевной, Петроградским Советом, Американским Благотворительным Фондом, так как Армия Спасения обращалась в эти организации за поддержкой и получала ее. В журнале "Новое время" от 18 ноября 1914 г. ╧ 13897 опубликована статья "Армия Спасения в Петрограде", в которой отмечается, что Городской Комитет по сбору пожертвований заслушал деятельность маленькой колонии членов Армии Спасения и постановил: отпускать в продолжении полгода по 200 рублей в месяц в распоряжении инициаторши доброго дела с тем, чтобы деятельность Армии Спасения была распространена и на другие районы Петрограда".

В другом журнале "Трудовая помощь" ╧ 10, 1914 год дается информация о том, что дворянка Гельма Боейе-ав-Геннесс обратилась в Городской Комитет по сбору и распределению пожертвований на нужды, вызываемые военным временем, с заявлением, что в виду исключительных нужд населения, вызванных военным временем, члены Армии Спасения в Финляндии, а также другие лица решили посвятить свое время и силы делу помощи женщинам и детям беднейших классов населения Петрограда, в особенности семьям запасных. Опыт в этом направлении уже сделан. Члены Армии Спасения избрав один из районов за Московской заставой, ежедневно обходили дома и, насколько можно, удовлетворяли настоятельные нужды населения.
Основы работы членов Армии Спасения сводятся к следующему. Ежедневно обходя квартиры и знакомясь с действительными, наиболее острыми нуждами населения, члены Армии Спасения ухаживают за больными, в особенности за детьми, обмывают, одевают и кормят их. Нередко членам Армии Спасения приходится покупать на свои средства и приготовлять для больных пищу, снабжать детей одеждой, бельем, лекарствами и забирать их на свои квартиры, когда матери их уходят на заработки, заменять больных женщин в исполнении домашних работ (стирка белья, уборка квартиры и пр.) Денег нуждающимся без особо уважительных причин на руки не выдается. По вечерам в наиболее поместительных квартирах устраиваются для желающих практические классы кройки и шитья, беседы с пением и музыкой и пр.
Заявление это было заслушано в последнем заседании Городского Комитета. Признано необходимым оказать всяческую поддержку вновь возникающей организации и ежемесячно отпускать в ее распоряжение 200 рублей".

3 декабря 1915 года начальнику Департамента полиции Петрограда г-ну Кафафову К.Д. было направлено письмо князя А.Н.Оболенского, Председателя Комитета Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны, который просил дать сведения о благонадежности Армии Спасения, так как она обратилась за материальной поддержкой для приюта, расположенного в Петрограде по Б.Самсоньевскому пр., 99.К сожалению, нам не удалось найти ответ г-на Кафафова, но достоверно известно, что приют получил не только деньги, но и находился под патронажем данного комитета до 1918 года.
В донесении Градоначальника Петрограда за ╧ 19957 от 17.09.16 г. подтверждаются факты, что Станция для бедных существует на средства Петроградской Городской Думы, из городских доходов и получает единовременные пособия от Благотворительного Комитета, Убежище для беженцев Американской Колонии содержится на средства Комитета Великой Княжны Татьяны Николаевны и Американской Колонии в равных частях и находится под Августейшим покровительством ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА. а Убежище для беженцев Финляндского отделения официально состоит в ведении Петроградского Комитета по устройству беженцев, а средства на него отпускаются с соизволения Великой Княжны Татьяны Николаевны. Растущая популярность Армии Спасения в Санкт-Петербурге подтверждается и поступлением частных взносов на благотворительную работу: бесплатные обеды, рождественские елки для детей и пр. Граф Толстой пожертвовал деньги на деятельность убежища для помощи беднякам из трущоб. Акционерное общество цементного завода перечислило 200 рублей на рождественские елки для детей и т.д. Открытость и доступность для контроля деятельности Армии Спасения подтверждается постоянно публикуемыми на страницах журнала отчетов о благотворительной работе. Как пример, можно привести отчет о работе Станции для бедных (Заставская, 10), напечатанный на страницах журнала "Вестник Спасения" в ╧ за 1915 год:
-На посещение семей бедняков употреблено 1348 часов.
-Семейств посещено было 575.
-Деньгами роздано 143 p. 23 к.
-Пища была роздана в 7071 случаях.
-Всего обедов было отпущено 24091, средним числом по 80 в день.
-Одеждой снабжено 220 человек.
Расход выразился в следующем:
-Роздано бедным пищи, одежды и т.д. на сумму 2573 p. 29 к.
-Наем квартиры 441 p. 20 к.
-Жалованье офицерам 408 p. 25 к.
-Продовольствие офицеров 469 p. 69 к., что составляет 21 к. в день на чел.
-Другие расходы: отопление, освещение, медицинская помощь - 743 p. 34 к.
Всего 4635 p. 77 к.
Приход:
-Субсидия Думы за 5 месяцев - 1000 р.
-Вознаграждение от Благотворительного Комитета за обеды 236 p. 91 к.
-От лиц, интересующихся работой Армии Спасения 3348 p. 78 к.
-Плата матерей за уход за их детьми 131 p. 15 к.
Итог: 4766 р.84 к.
Баланс к концу года составил 131 p. 07 к.

Развитие социальной структуры Армии Спасения, естественно, требовало организации работы по подготовке российских офицеров. С этой целью в Петрограде 21 мая 1918 года было открыто Военное Училище, куда поступили 18 кадетов. Руководил школой швед П.Острем. К сожалению, первый курс оказался для них последним. Российская школа просуществовала 4 месяца, затем все 18 офицеров были откомандированы к месту своей первоначальной миссионерской деятельности. В сентябре 1918 года состоялся съезд членов Армии Спасения. В нем приняли участие 50 офицеров и кадетов.
Необходимо отметить, что деятельность Армии Спасения протекала в очень сложный общественно-политический период для России: революция 1905 года, 1-я Мировая война, начавшаяся в 1914 году, революция 1917 года, гражданская война. За Армией Спасения постоянно велось наружное наблюдение. Донесений было так много, что даже в одном из них начальник Финляндского Жандармского Управления, направляя очередную информацию в Департамент полиции 31 октября 1913 года, где сообщает о имевшихся среди населения последователях международной секты "Армии Спасения" и в тоже время сетует, что несмотря на отсутствие каких-либо противоправных действий со стороны организации, приходится вести за ними наблюдения, тем самым отвлекая сотрудников жандармерии от другой, более важной работы.
Успехи Армии Спасения в организации социальной работы использовалась некоторыми "псевдополитиками" с целью отвлечения революционно настроенных масс от политической борьбы. Автор статьи в газете 'Толос Москвы" 9 октября 1913 года призывает повсеместно
создавать Армию Спасения, что, естественно, заставило объясняться Градоначальника г.Москвы перед Департаментом полиции (донесение от 10 января 1914 года).

Итак, в деле Армии Спасения в России возник прецедент: с одной стороны постоянный контроль со стороны официальных властей, которые при малейшем подозрении о благонадежности организации ссылались на дело ╧ 8011911, а с другой стороны поддержка деятельности организации на самом высоком уровне благотворительных комитетов, работавших под патронажем Августейших персон, Государственной Думы, городских властей и общественных благотворительных комитетов. Может быть, именно в этом и кроется причина того, что Армия Спасения получила такое широкое развитие в Царской России.

К сожалению, мы имеем мало архивных документов, подтверждающих деятельность Армии Спасения в первые годы Советской власти, но даже по этим скупым данным видно, что организации и всем ее сотрудникам пришлось пережить все трудности и лишения, выпавшие на долю России: голод, тиф, лишения, аресты, гонения и пр.
После революции принципиально изменился характер деятельности Армии Спасения: от реальной помощи нуждающимся и созидания к постоянной обороне и хождению по инстанциям, с просьбами разрешить оказывать помощь людям.
С каждым днем позиция Советских властей в отношении Армии Спасения становилась все жестче.
В конце 1918 года К.Ларсона принял народный комиссар Бонч-Бруевич, который заявил, что в России существует свобода религиозных исповеданий и что он не против открытия корпуса Армии Спасения в Москве. Были так же высказаны пожелания о совместной работе с отделом помощи бедным, но категорически было отказано в организации работы с беспризорниками. "Беспризорники нас не интересуют".
После опубликования декрета о необходимости регистрации всех религиозных организаций в конце 1918 года положение Армии Спасения особенно осложнилось. Прекратилась поддержка всеми комитетами, были арестованы счета в Донско-Азовском банке, закрыты некоторые корпуса Армии Спасения в Петрограде, Орле и Вологде закрыты приюты для детей. Представителю Армии Спасения в Орле было заявлено: "Нельзя позволять религиозной организации воспитывать детей. Их надо воспитывать в духе социализма".

11 ноября 1918 года закрыли Штаб-квартиру в Санкт-Петербурге, а затем 13 ноября 1918 года комиссара К.Ларсона ознакомили с Постановлением, в котором говорилось, что в результате пагубного влияния, которое Армия Спасения оказывает как организация, поддерживаемая гражданами США, Англии и Швеции, и действующая вопреки интересам Советского государства, а так же попирающая права трудящихся, ее деятельность в Петрограде и его окрестностях должна быть прекращена, в том числе и в виде различных встреч и собраний, детских приютов и печатных органов. Ее помещения закрываются и
опечатываются".
Начались аресты. Капитан Р.Хольм и лейтенант Лобанов находились под арестом 4 суток, а капитан Марканен и лейтенант Иванов - 3 суток. Фактически это было вступление в действие Постановления о запрещении деятельности Армии Спасения.

18 декабря 1918 года комиссионер К.Ларсон с семьей вынужден был покинуть Россию.
Последующие годы оказались крайне суровыми. В 1921 году начались новые нападки на теперь уже совсем небольшую группу сотрудников Армии Спасения в России.

В марте 1922 года офицерам было заявлено, что они должны в течение месяца получить официальное разрешение для продолжения работы или окончательно ее прекратить. Документы были направлены в Комиссариат внутренних дел, который 3 апреля 1922 года дал положительный ответ. Армию Спасения зарегистрировали, ее деятельность была признана легальной и в течение семи месяцев работа обоих ее корпусов в Москве и Петрограде шла довольно успешно. Однако в ноябре 1922 года закрыли офис Армии Спасения в Москве, а через неделю и в Петрограде. Никакие доводы не действовали: Армия Спасения должна покинуть страну.

Инспектор Московского городского Совета г-н Фортунатов и Курочкин из 39-го отделения милиции провели обыск в Штаб-квартире Армии Спасения в Москве по адресу ул.Покровка, д.9, кв.1 и предъявили адъютанту Эльзе Олсони постановление о закрытии Армии Спасения с 7 февраля 1923 года.

Анализируя деятельность Армии Спасения в России в начале века можно было бы предположить, что организация могла бы в дальнейшем получить широкое распространение в России, однако революция 1917 года прекратила ее деятельность. Необходимо отметить, что даже развитая сеть контрольно-фискальных организаций Царской России не смогли сделать того, что сделала Советская власть.

27 февраля 1923 года состоялось заседание комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП в составе Ярославского, Попова, Менжинского, Смидович, Красикова, Скворцова и Тучкова, которая приняла короткое и лаконичное решение: "Секту ликвидировать, как антисоветскую организацию".
Таким образом, организация была закрыта по политическим мотивам, что в корне противоречит Уставу Армии Спасения и которые отвергались даже оппонентами - Министерством Внутренних Дел Царской России со всеми его департаментами.
В своих воспоминаниях К.Ларсон писал: "Видно просто еще не пришло время для начала деятельности Армии Спасения в России. Когда оно наступит?"
Мы надеемся, что печальный опыт деятельности Армии Спасения в начале века не повторится, и организация сможет спокойно и на законных основаниях заниматься религиозно-благотворительной деятельностью.

История А.С. в России

dragnet@i.am

ICQ # 20653161

Dragnet's ODIGO # 97424